Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Нормативные документы
1. Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (https://drive.google.com/file/d/1fpnaEyVXtA6b2l4w427ERN0yvuf_9cFq/view )
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (https://drive.google.com/file/d/1oU2dRW7eJQG81nC4doKgOHsmjNPCCeX8/view )
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» (https://docs.cntd.ru/document/563477108 )
4. Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 16.09.2021 № 10-П-1233 « Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (https://clck.ru/bAsF6 )
5. Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 16.09.2021 № 10-П-1233 «О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год» (https://clck.ru/bAsEV )
6. Приказ управления образования от 21.09.2021 № 572 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений» (Открыть в PDF)
7. Приказ управления образования от 21.10.2021 № 681 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений» (Открыть в PDF)
8. Приказ управления образования от 29.12.2021 № 921 «О внесении изменений в приказ начальника Управления образования от 21.10.2021 № 681 « Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений» (Открыть в PDF)
8. Приказ директора Лицея от 25.09.2021 № 676 «Об утверждении плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в 2021/2022 учебном году» (Открыть в PDF)
9. Приказ директора Лицея от 27.10.2021 № 753 «О реализации плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в 2021/2022 учебном году»
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
Российская электронная школа https://fg.resh.edu.ru/
На этом портале открыты задания по трем направлениям функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. В банке заданий размещены задания для учащихся с 8 - 9 классов.
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
ГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».
В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны 700 заданий, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
На этом портале полностью открыты задания в банке заданий по всем шести направлениям функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление, разработанные и апробированных в 2021 году. В банке заданий размещены задания для учащихся с 5 по 9 класс включительно.